АВА-терапия - как проходят занятия Входное тестирование и составление индивидуальной АВА-программы
Перед началом занятий по АВА-терапии необходимо пройти Входное тестирование первоначальных навыков ребенка. Тестирование проводится с помощью одного из инструментов оценки - Vb-mapp, ABLLS-R, либо AFLS.
Во время тестирования специалист (куратор) определяет актуальный уровень ребенка в самых разных вехах развития, таких как умение играть, умение обратиться с просьбой, задать вопрос, способность наименовывать предметы, действия, категории, способность повторить движения по имитации, понимание простых и сложных инструкций, умение построить и поддержать диалог, сформированность бытовых навыков и навыков самообслуживания, и многое другое. Также во время тестирования специалист определяет, насколько ребенок адаптирован в среде сверстников.
Помимо прочего, куратор выясняет, какие могут быть преграды на пути к обучению ребенка - негативное поведение, нежелание сотрудничать со взрослыми, излишняя двигательная активность, аутостимуляция и прочее.
По итогам тестирования будет составлен индивидуальный план развития ребенка (АВА-программа), который будет содержать графическое отображение текущего уровня развития навыков, а также четкие, измеримые цели на ближайшие 3-6 месяцев.
Ребенок часто в первые дни может отказываться от занятий или проявлять нежелательное поведение, что затрудняет тестирование. И чтобы не вызвать у него отказ от сотрудничества, мы проводим первые несколько занятий в игровой форме. Нашей целью здесь служит выявить те мотивационные стимулы, которые привлекают ребенка (они нам понадобятся в будущем), наладить с ним контакт, чтобы ему нравилось находиться в Центре, а также в игровой форме проверить имеющиеся у него навыки. Тестирование в таком случае можно провести немного позже, когда контакт с ребенком будет установлен.

Частота и продолжительность занятий
В исследованиях, посвященных применению АВА-терапии в работе с детьми с нарушениями в развитии рекомендуемое количество часов работы составляет от 20 до 40 в неделю.
В нашем Центре занятия проходят по 1,5 часа от 3 до 6 дней в неделю. Чтобы дополнить недостающие часы, наши кураторы обучают родителей работе с ребенком дома.
Структура занятий для каждого ребенка строго индивидуальна, но есть 2 обязательных принципа, присущих всем:

На каждом занятии терапист работает по индивидуальным протоколам, которые были составлены куратором на основании целей АВА-программы. Каждый протокол представляет собой подробную инструкцию по обучению ребенка определенному навыку и включает в себя: цель, критерий достижения цели, описание шагов. Таким образом мы добиваемся того, чтобы каждое занятие приближало нас к заявленным целям.
Занятия должны быть интересны ребенку, поэтому часто они проходят в игровой форме. И чем младше ребенок, тем с большей вероятностью занятие будет состоять из множества мотивационных заданий и игр.

Присутствие родителей на занятиях является крайне желательным. Если же в присутствии мамы или папы ребенок часто отвлекается, мы предлагаем родителям наблюдать за занятиями в холле нашего Центра, просматривая занятия на планшете в режиме онлайн.
Куратор ребенка с определенной периодичностью присутствует на занятиях или просматривает их по видео.

Отчетность
Во время каждого занятия терапист, работающий с ребенком, ведет записи в чек-листе. Куратор ребенка регулярно просматривает эти записи, и на их основании меняет/дополняет индивидуальную АВА-программу.
Раз в 3 месяца куратор составляет для родителей письменный отчет, в котором описаны цели и результаты работы за предыдущий период, а также разработаны новые цели для работы на следующие 3 месяца.

Работа с родителями
В нашем Центре организована уникальная система работы с родителями, в соответствии с которой куратор каждые две недели по e-mail или лично дает родителям подробный план работы на 7-10 дней. Родители в свою очередь в установленные сроки высылают куратору материалы по работе дома – видеозаписи, записи о количестве и качестве реакций. Куратор проверяет и в течение 3-5 дней дает родителям обратную связь. Помимо этого, родители присутствуют на занятиях своего ребенка и имеют возможность видеть, как с их ребенком работает терапист..

Детям и подросткам, которые достигли на индивидуальных занятиях определенного уровня развития, мы предлагаем занятия в мини-группах для отработки социальных, коммуникативных навыков. Кроме того, во время индивидуальных занятий мы стараемся объединять детей на совместное проведение переменок.

При необходимости, наши специалисты выезжают в детские сады и школы, где проводят оценку имеющихся трудностей в адаптации, разрабатывают и успешно внедряют программу вмешательства.
партнеры